Дополнительная адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир на кончиках пальцев»
Современные условия и требования к системе образования детей с особыми образовательными потребностями подталкивают педагогов к поиску инновационных, интересных и развивающих методов и технологий в работе.
Одной из таких технологий может выступать пескография. Рисование песком – один из самых необычных способов деятельности, это уникальная возможность отобразить свой внутренний мир и лучше познать мир вокруг нас. Песок привлекает как маленьких детей, так и взрослых - это своеобразная универсальная игровая среда. Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить. Это замечательный сенсорный материал, непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, материал для изобразительной деятельности, экспериментирования и конструирования.
Актуальность программы заключается в создании условий для проведения занятий, на которых дети с тяжелыми нарушениями речи смогут притворить в жизнь собственный творческий потенциал. Данные занятия помогут развить мелкую моторику, тактильно-кинестетическую чувствительность, воображение, любознательность, а также стимулируют проявление творчества.
Программа занятий
Раздел 1. Введение в образовательную программу (2 часа)
•Тема: Знакомство с группой. Правила поведения в студии песочной анимации
Теория: Правила работы с песком.
Практика: Упражнения с психологической установкой на занятие, введение детей в «мир песка».
•Тема: Введение детей в мир песка
Теория: Свойства песка. Песок как материал для творчества. Разновидности песка. Подготовка песка к использованию. Использование различных инструментов в рисовании песком.
Практика: Игры на знакомство с песком (без предметов и с предметами по желанию обучающегося).
Раздел 2. Знакомство с основными приемами и упражнениями (14 часов)
•Тема: Прием «Кулачек»
Теория: Рассказ и показ техники выполнения приема «Кулачек». Для чего и в каких случаях целесообразно использование данного приема.
Практика: Выполнение приема «Кулачек». Рисование прямых линий различной толщины. Рисование зигзагов различной толщины. Рисование спиралей. Выполнение вышеперечисленный упражнений с различной скоростью. Рисование различных фигур по замыслу обучающегося, с использованием изученных приемов.
•Тема: Прием «Точки и кружочки»
Теория: Рассказ и показ техники выполнения приема «Точки и кружочки». Для чего и в каких случаях целесообразно использование данного приема.
Практика: Отработка приема «Точки и кружочки» на световом поле. Отработка приема «Точки и кружочки» по линиям. Рисование различных фигур по замыслу обучающегося, с использованием изученных приемов.
•Тема: Упражнения «Лист», «Текст», «Яичница-глазунья», «Солнышко»
Теория: Техника выполнения упражнения «Лист». Техника выполнения упражнения «Текст». Техника выполнения упражнения
«Яичница-глазунья». Техника выполнения упражнения «Солнышко». Засыпание светового поля. Светлые и темные участки светового поля при засыпании.
Практика: Отработка упражнений «Лист», «Текст», «Яичница- глазунья», «Солнышко».
•Тема: Упражнения на развитие внимания, памяти, нейромоторики
Теория: Знакомство с комплексом упражнений для гармоничного развития высших психических функций.
Практика: Отработка основных приемов и упражнений. Упражнения на развитие внимания, памяти, нейромоторики.
Раздел 3. Создание фона и фактуры (14 часов)
•Тема: Виды засыпания фона (спирально, горизонтально, вертикально, зигзагом)
Теория: Рассказ и показ техники засыпания фона различными способами. Засыпание фона слева направо. Засыпание фона справа налево.
Практика: Выполнение упражнений по засыпанию фона различными способами (спирально, горизонтально, вертикально, зигзагом). Выполнение рисунка по замыслу обучающегося, с использованием ранее изученных элементов.
•Тема: Рисование по засыпанному фону
Теория: Рассказ и показ способов рисования по засыпанному фону. Для чего и в каких случаях целесообразно использование данного приема.
Практика: Рисование по засыпанному фону кончиком пальца правой и левой руки. Рисование по засыпанному фону ногтем. Рисование по засыпанному фону плоскостью пальца правой и левой руки. Рисование по засыпанному фону ребром ладони правой и левой руки. Рисование по засыпанному фону правой и левой ладонью. Рисование по засыпанному фону кулаком правой и левой руки. Создание рисунка по замыслу обучающегося с использованием изученных приемов.
•Тема: Способы создания фактур различными предметами (гребень, трафареты, штампы и т.д.)
Теория: Рассказ и показ техники создания фактуры различными предметами (кисти, гребень, трафареты, штампы и т.д.).
Практика: Создание линий и надписей различной толщины при помощи зубочисток и шпажек. Создание линий и надписей кистями. Создание фигур при помощи штампов. Создание фигур при помощи трафаретов. Создание линий и фактур при помощи гребней.
•Тема: Упражнения на развитие зрительно-моторной координации, межполушарного взаимодействия
Теория: Знакомство с упражнениями на развитие зрительно- моторной координации. Правила выполнения данных упражнений.
Практика: Выполнение комплексов упражнений на развитие зрительно-моторной координации.
Раздел 4. Знакомство с жанром «Пейзаж» (10 часов)
•Тема: Понятие «Пейзаж». Построение пейзажа, понятие линия горизонта, понятие перспективы, понятие композиции
Теория: Знакомство с жанром «Пейзаж». Линия горизонта. Понятие перспектива. Понятие композиции.
Практика: Построение линии горизонта. Построение перспективы.
Построение композиции по замыслу обучающегося.
•Тема: Упражнения на развитие пространственного ориентирования, памяти, внимания при построении пейзажа с использованием ранее изученных приемов работы с песком
Теория: Рассказ и показ техники выполнения комплексов упражнений по работе с песком на развитие пространственного ориентирования, памяти, внимания при построении пейзажа с использованием ранее изученных приемов.
Практика: Выполнение комплексов упражнений по работе с песком на развитие пространственного ориентирования, памяти, внимания при построении пейзажа с использованием ранее изученных приемов.
•Тема: Составление композиции «Зимний пейзаж за окном»
Практика: Составление композиции «Зимний пейзаж за окном» с использованием основных приемов и упражнений. Упражнения на развитие пространственного ориентирования, памяти и внимания.
Раздел 5. Знакомство с жанром «Натюрморт» (10 часов)
•Тема: Понятие «Натюрморт»
Теория: Знакомство с жанром «Натюрморт». Классификация натюрмортов. Построение композиции.
Практика: Выполнение упражнений на построение композиции.
•Тема: Упражнения на развитие пространственного ориентирования, памяти, внимания при построении натюрморта с использованием ранее изученных приемов работы с песком
Теория: Рассказ и показ техники выполнения комплексов упражнений по работе с песком на развитие пространственного ориентирования, памяти, внимания при построении пейзажа с использованием ранее изученных приемов.
Практика: Выполнение комплексов упражнений по работе с песком на развитие пространственного ориентирования, памяти, внимания при построении натюрморта с использованием ранее изученных приемов.
•Тема: Составление композиции «Натюрморт с яблоками»
Практика: Составление композиции «Натюрморт с яблоками» с использованием основных приемов и упражнений. Упражнения на развитие пространственного ориентирования, памяти и внимания.
Раздел 6. Знакомство с жанром «Портрет» (10 часов)
•Тема: Понятие «Портрет»
Теория: Знакомство с жанром «Портрет». История появления портрета. Построение композиции.
Практика: Выполнение упражнений на построение портрета.
•Тема: Упражнения на развитие пространственного ориентирования, памяти, внимания при построении портрета с использованием ранее изученных приемов работы с песком
Теория: Рассказ и показ техники выполнения комплексов упражнений по работе с песком на развитие пространственного ориентирования, памяти, внимания при построении пейзажа с использованием ранее изученных приемов.
Практика: Выполнение комплексов упражнений по работе с песком на развитие пространственного ориентирования, памяти, внимания при построении портрета с использованием ранее изученных приемов.
•Тема: Составление композиции «Портрет девочка с подарками»
Практика: Составление композиции «Портрет девочки с подарками» с использованием основных приемов и упражнений.
Раздел 7. Знакомство с жанром «Фэнтези» (10 часов)
•Тема: Понятие «Фэнтези»
Теория: Знакомство с жанром «Фэнтези».
Практика: Выполнение упражнений на построение рисунка в жанре фэнтези.
•Тема: Упражнения на развитие пространственного ориентирования, памяти, внимания при построении рисунка в стиле
«Фэнтези» с использованием ранее изученных приемов работы с песком
Теория: Рассказ и показ техники выполнения комплексов упражнений по работе с песком на развитие пространственного ориентирования, памяти, внимания при построении рисунка в стиле фэнтези с использованием ранее изученных приемов.
Практика: Выполнение комплексов упражнений по работе с песком на развитие пространственного ориентирования, памяти, внимания при построении рисунка в стиле фэнтези с использованием ранее изученных приемов.
•Тема: Составление композиции «У лукоморья дуб зеленый…»
Практика: Составление композиции «У лукоморья дуб зеленый…» с использованием основных приемов и упражнений.
Текущий контроль: Педагогическое наблюдение за техникой засыпания фона; за рисованием вертикальных линий приемом «Кулачек»; за умением работать одновременно двумя руками при рисовании линий вертикальных и горизонтальных.
Итоговое занятие (2 часа)
Теория: Подведение итогов года.
Практика: Праздник песка. Награждение грамотами за активное участие в проектах, мероприятиях и конкурсах.
Итоговый контроль: поведение итогов.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»