Спорт и физкультура в детском саду
Главная цель — научить ребёнка заботиться о своем организме, разумно и безопасно использовать среду своего обитания
Работа воспитателя — ведущая и объединяющая. Он координирует действия специалистов, направленные на сохранение здоровья дошкольников, так как постоянно находится с детьми и лучше знает состояние здоровья своих воспитанников. Воспитатель имеет возможность формировать потребность и практику здорового образа жизни у детей в течение всего времени их пребывания в детском саду. Именно воспитатель должен уделять больше времени проведению оздоровительных мероприятий с детьми своей группы (гимнастика после сна, точечный массаж, дыхательная гимнастика, оздоровительный бег и др.), проводимых с учетом медицинских рекомендаций, «Листа здоровья» детей
Педагогами нашего ДОУ проводятся «Уроки здоровья», «Пятиминутки здоровья», «Минутки здоровья» в форме индивидуальной и подгрупповой работы с воспитанниками. На «Пятиминутках здоровья» уделяется внимание формированию у детей навыков здорового образа жизни: рассматривание иллюстраций в книгах о здоровье и поведении человека, проведение дидактических игр, разгадывание кроссвордов, беседы о пользе занятий физкультурой и спортом и др.
При организации физкультурно–оздоровительной работы используется индивидуальный подход. Каждому ребёнку подбирается необходимая физическая нагрузка. Воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые гигиенические навыки, приспособить ребёнка к постоянно меняющимся условиям окружающей среды
Правила проведения занятий
- Систематичность занятий физкультурой
- Дозирование числа повторений физических упражнений
- Постепенность наращивания длительности нагрузок
- Разнообразие форм оздоровительной физической культуры
- Рациональное сочетание физкультурных и оздоровительных мероприятий
- Участие родителей в проведении спортивных праздников и досуга
Допуск к спорту и физкультуре в детском саду
Частый вопрос родителей: надо ли дошкольникам оформлять медицинское заключение в качестве допуска к занятиям по физкультуре? Да, надо.
В части 7 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ указано, что до занятий физкультурой допускаются обучающиеся на основании сведений, содержащихся в заключении медорганизации.
В Порядке проведения профилактических медосмотров несовершеннолетних также не разграничиваются дети по возрасту: всем по итогам профосмотра ответственный врач определяет группу здоровья и медицинскую группу для занятий физкультурой. Дополнительно он оформляет медицинское заключение о принадлежности несовершеннолетнего к медицинской группе для занятий физкультурой по форме из приложения № 4 к Порядку. Информацию о результатах профосмотра направляют работникам медицинского блока детского сада, в который зачислен воспитанник (п. 22 Порядка, утв. приказом Минздрава от 10.08.2017 № 514н).
Так же установлен особый порядок допуска обучающихся к занятиям физической культурой: требуется заключение врача по результатам профилактического медицинского осмотра (похожее требование содержит пункт 2.9.5 СП 2.4.3648-20.). Без упомянутого документа ребенок не может быть допущен в спортивный зал.
На основании медицинской группы воспитатель организует практические занятия физической культурой.
Выделяют четыре группы – основную, подготовительную, специальную «А» и специальную «Б». От группы зависят нагрузка и набор физических упражнений, которые может выполнять ребенок.
Основная (I группа)
Состояние ребенка: без нарушений здоровья и физического развития. Или с функциональными нарушениями, не повлекшими отставание от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности.
Физическая нагрузка: в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.
Подготовительная (II группа)
Состояние ребенка: морфофункциональные нарушения или слабая физическая подготовка; группа риска по возникновению заболеваний (патологических состояний); хронические заболевания и состояния в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии, длящейся не менее 3-5 лет.
Физическая нагрузка: постепенное освоение комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожное дозирование физической нагрузки и исключение противопоказанных движений.
Для проведения тестовых испытаний, сдачи индивидуальных нормативов и участия в массовых физкультурных мероприятиях нужен дополнительный медосмотр. К участию в спортивных соревнованиях обучающиеся не допускаются. Можно ввести дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в школе или в домашних условиях.
Специальная «А» (III группа)
Состояние ребенка: нарушения здоровья временного или постоянного характера – хронические заболевания (состояния), врожденные пороки развития, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации; нарушения физического развития, требующие ограничения физических нагрузок.
Физическая нагрузка: оздоровительная физкультура по специальным программам с профилактическими и оздоровительными технологиями. Надо учитывать характер и степень выраженности нарушений здоровья, физического развития и уровень функциональных возможностей несовершеннолетнего. Следует ограничить скоростно-силовые, акробатические упражнения и подвижные игры умеренной интенсивности. Лучше предпочесть прогулки на открытом воздухе, занятия адаптивной физкультурой.
Специальная «Б» (IV группа)
Состояние ребенка: нарушения здоровья постоянного характера – хронические заболевания и состояния в стадии субкомпенсации, и временного – без выраженных нарушений самочувствия.
Физическая нагрузка: лечебная физкультура в медицинской организации, регулярные самостоятельные занятия в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по ЛФК.